Занятие в приюте: «Семья - моя крепость: учимся поддерживать и ценить».

Студенты факультета психологии и педагогики проводят занятия для детей, оставшихся без попечения родителей, на базе Гомельского городского социально-педагогического центра.

Тема занятия 18.10.2025  «Семья - моя крепость: учимся поддерживать и ценить». Пишет студентка Карпенко Анастасия ПС-41:

"Хотим поделиться впечатлениями о нашем большом занятии, которое мы подготовили и провели. Тема была теплой и глубокой - о семье, поддержке и взаимопонимании.

Наши цели и задачи: поговорить с ребятами о семейных ценностях, помочь им осознать важность семьи в их жизни, развить эмпатию и благодарность к близким, научить находить слова поддержки.

Чтобы удержать внимание такой разной аудитории, мы сделали занятие очень интерактивным.
Мы начали с дискуссии «Что для меня семья?». Младшие дети делились простыми радостями («семья - это когда мы вместе смотрим мультики»), а подростки рассуждали о доверии и о том, как семья помогает справляться с трудностями. Это сразу создало атмосферу доверия.
Далее последовал анализ пословиц. Оля читала пословицы и задавала вопросы, побуждая детей приводить примеры из жизни:
· «В гостях хорошо, а дома лучше». (Почему дома чувствуешь себя в безопасности?)
· «Семья - опора счастья». (Как семья помогает нам радоваться?)
· «Добрая семья - крепче каменной стены». (Что делает семью «доброй» и «крепкой»?). И так далее.
Главным упражнением был «Семейный герб».
Цель: Визуализировать семейные ценности. Герб делится на 4 части, и в них нужно изобразить:
1. Что ваша семья любит делать вместе (хобби, традиция).
2. Самую главную семейную ценность (например, доверие, честность, юмор).
3. Ваше семейное «сокровище» (это может быть не предмет, а, например, бабушкины пироги или совместные путешествия).
4. Вашу роль в семье (как вы помогаете, что вносите в общую атмосферу).
Это задание имело огромный успех! Для младших это был увлекательный творческий процесс, который помог им задуматься о том, что делает их семью особенной. Для подростков - способ определить свои корни и свою значимость в семейной системе. Добровольцы показывали герб и рассказывали о нем. Это помогло осознать уникальность каждой семьи и свою роль в ней.
Затем мы перешли к упражнению «Рисунок семьи». Мы подчеркнули, что это не конкурс художников, а возможность выразить свои чувства. Можно было рисовать семью в виде символов, животных или цветущего дерева — как кому удобно.
А после творческой части нас ждала «Прогулка благодарности». На улице, в окружении осенней природы, Катя предложила детям подумать о том, за что они сегодня хотели бы сказать «спасибо» своим близким. И здесь нас ждал особенный, трогательный момент. Одна из девочек, вдохновленная темой семьи и теплой атмосферой, спела для всех песню. Это вылилось в маленький импровизированный хоровод - нашу уже сложившуюся традицию делиться радостью через музыку и танцы. А в завершение прогулки она подарила всем на память милые резиночки для волос, как символ нашей дружной «семьи» на этом занятии.
Этот опыт показал нам, насколько дети и подростки на самом деле чутки и привязаны к своему дому. Через дискуссию, игру и творчество мы смогли поговорить на очень личные и важные темы. Видеть, как старшие участники делились сокровенными мыслями, а застенчивые дети после упражнений с уверенностью рассказывали о своих семейных историях - бесценно. Мы не просто поговорили о семье, мы смогли разжечь в ребятах искорку благодарности и осознания того, что их семья - это их главная опора. Надеемся, этот разговор они продолжат уже дома, за семейным ужином.

Занятие организовано под руководством зав. кафедрой психологии Лупекиной Е. А.