Главное меню

 

 

Видео канал факультета

 

.

Поделиться информацией

 

Студенческий проект

«Профилактика виктимизации среди подростков и молодёжи»

Целевые группы:

  • студенты факультета психологии и педагогики «ГГУ им. Скорины»
  • учащиеся средних школ г.Гомеля

Руководитель проекта от факультета – Приходько Екатерина Владимировна

Основные исполнители проекта:

1. Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».

Целью проекта является:

1. Выработка вспомогательных социальных механизмов, способствующих в кратчайшие сроки позитивно реагировать возможным жертвам на внезапно возникшие кризисные ситуации либо носящие затяжной характер;

2. Формирование нового типа поведения жертв преступлений, так как в прошлом оно провоцировало совершение преступником преступления и по своей природе носило асоциальный либо аморальный, а в некоторых случаях даже криминогенный характер;

3. Ослабление негативных социальных, психологических и моральных воздействий на личность либо на определенную социальную общность людей с повышенной степенью виктимности.

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи: 1) организовать на базе УО имени Франциска Скорины волонтерский отряд из студентов-психологов; 2) провести обучающие семинары со студентами-волонтерами по основам виктимологии, проблемам виктимизации среди подростков и молодёжи; 3) подготовить диагностический инструментарий и провести исследование на базе школ с целью: изучить особенности проявления личности в процессе виктимизации; 4) на основе анализа полученных результатов разработать комплекс мероприятий, направленных на: формирование нового типа поведения жертв преступлений; формирование нового типа поведения агрессора; выработку необходимых знаний, умений, навыков и действий человека в ситуациях конфликта; развитие способностей и личностных качеств как необходимого компонента предупреждения виктимизации.

Актуальность проекта обусловлена сложившейся ситуацией. Виктимизация – явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта KidsPoll, виктимизации подвергались 48 % , в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались - 42 %, причем 20 % – многократно. При проведении опроса 11 % мальчиков и 4% девочек признались, что в средних классах школы они издевались над кем-то из своих товарищей. Среди опрошенных учащихся средних школ не сталкивались с виктимизацией только 20 % опрошенных. Согласно недавнему исследованию, объектами которого были школьники с 6 по 10 класс, 17 % из них признались, что в течение прошлого учебного года они подвергались издевательствам, 19 % сами над кем-то издевались, а 6 % были одновременно и субъектами, и жертвами виктимизации. Расхождения в цифрах естественны. Одни называют виктимизацией серьезные акты агрессии, а другие – любые угрозы и оскорбления, без которых не обходится даже самое миролюбивое человеческое сообщество. Тем не менее понятно, что речь идет о серьезном и массовом явлении.

Актуальность решаемой проблемы проекта.

В Республике Беларусь реализуется Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы (утвержден постановлением № 1661 Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2003 года). Мероприятия указанного Плана, направленные на защиту детей от насилия, торговли, всех видов эксплуатации и вооруженных конфликтов, включают информирование детей и специалистов, работающих с детьми, с Факультативным протоколом к Конвенции о правах ребенка, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, а также с рекомендациями Комитета по правам ребенка, утвержденными в рамках общих дискуссий по проблемам "Насилие в отношении детей в семье и школе".

Работа по профилактике насилия в отношении детей также проводится в рамках президентской программы "Дети Беларуси". Мероприятия указанной программы способствуют формированию общественного мнения по ненасильственному

отношению к детям, предусматривают проведение экспертизы кино-, видео-, аудио- и рекламной продукции; учет детей и семей, находящихся в социально опасном положении; подготовку специалистов для работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Теоретическое обоснование проекта

Социальные кризисные процессы, протекающие в современном обществе, часто отрицательно влияют на психическое состояние людей, нередко порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Все это приводит к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося от общественных норм поведения. В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Дети и подростки в силу своей беззащитности, как психической, так и физической, довольно часто становятся жертвами агрессивных действий.

В психологических теориях, объясняющих природу и этиологию агрессивности, существует ряд отличных друг от друга подходов. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени.

1 Психодинамическая модель включает в себя:

  • теорию влечений (основоположник З. Фрейд
  • социодинамическая модель (основоположник К. Хорни)
  • теория человеческой деструктивности (основоположник Э. Фромм)

2 Фрустрационная модель возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Фрустрационная модель включает в себя:

  • ортодоксальный подход (основоположники – Дж. Доллард и Н. Миллер) согласно их воззрениям, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию.
  • ревизионистский подход (основоположник – Н. Миллер) первым откликнулся на критику и внёс соответствующие поправки: фрустрация лишь создаёт предпосылки для различных типов реакций, одной из которых является побуждение к агрессивности.

3 Когнитивно-неоассоциативная модель (основоположник Л. Берковец) акцентировал внимание на роли эмоциональных и познавательных процессов в возникновении агрессивной реакции.

4 Модель переноса возбуждения

В своей модели переноса возбуждения Д. Зилманн выдвигает предположение о том, что сила испытываемого гнева является производной двух элементов: силы психологического раздражения, которое порождено неприятным событием, и того, как это раздражение трактуется и характеризуется.

5 Поведенческая модель

Теория социального научения, в отличие от других, гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации.

6 Аффективно-динамическая модель

Результаты анализа существующих ранее психологических теорий нарушений поведения, данные собственных исследований и их феноменологическое осмысление позволили И.А. Фурманову исследовать этиологию агрессии и нарушений поведения с новых теоретических позиций: аффективно-динамического подхода. Особенность этой теории в том, что нарушения поведения рассматриваются как реакции на кризисную ситуацию, возникающую вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей.

Выделяют также информационно-процессуальную модель, когнитивную модель, социально-интеракционистскую модель и интегративную модель.

Практическая значимость:профилактика виктимизации, с целью предотвращения и предупреждения насилия среди подростков и молодёжи.

Основные мероприятия по реализации проекта

2014-2015 уч.год

Дата Название мероприятия Место проведения
постоянно Психолого-диагностическая работа по изучению агрессии и склонности к насилию среди подростков и молодёжи Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины
постоянно Психолого-диагностическая работа по изучению ситуации виктимизации среди подростков и молодёжи Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины
постоянно Психолого-диагностическая работа по изучению поведения в ситуации фрустрации среди подростков и молодёжи Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины
постоянно Психолого-диагностическая работа по изучению реактивной и личностной тревожности среди подростков и молодёжи Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины
постоянно Психолого-диагностическая работа по изучению предрасположенности личности к конфликтному поведению среди подростков и молодёжи Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины
постоянно Профилактика суицидального поведения детей и молодёжи ГГУ им.Ф.Скорины
постоянно Проведение коррекционной работы по снижению уровня агрессии и склонности к насилию Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины
постоянно Проведение коррекционной работы по снижению виктимизации Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины
постоянно Проведение работы по коррекции поведения в ситуации фрустрации Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины
постоянно Проведение коррекционной работы по снижению уровня тревожности Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины
постоянно Работа с родителями по вопросам предотвращения становления ребёнка жертвой Школы г.Гомеля
сентябрь -октябрь Привлечение студентов к участию в проекте «Профилактика насилия среди подростков и молодёжи» Школы г.Гомеля,ГГУ им.Ф.Скорины
октябрь-ноябрь Диагностика агрессии и склонности к насилию среди детей детского дома (Методика Басса-Дарки) Гомельский детский дом
октябрь-ноябрь Беседа со студентами по профилактике насилия на тему: «Как не стать жертвой?» ГГУ им.Ф.Скорины
октябрь-ноябрь Беседа со школьниками СШ № 62 по профилактике насилия на тему: «Как не стать жертвой?» СШ № 9 г.Гомеля
декабрь-январь Семинар по профилактике виктимизации, как способ сохранения психологического здоровья ГГУ им.Ф.Скорины
декабрь-январь Беседа со школьниками СШ № 9 по профилактике насилия на тему: «Как не стать жертвой?» СШ № 61 г.Гомеля
декабрь-январь Семинар по профилактике психосоматических заболеваний детей, подвергшихся виктимизации в школе ГГУ им.Ф.Скорины
февраль-март Беседа со школьниками СШ № 61 по профилактике насилия на тему: «Как не стать жертвой?» СШ № 62 г.Гомеля
февраль-март Проведение коррекционной работы по снижению уровня агрессивного поведения с детьми из детского дома Гомельский детский дом
февраль-март Семинар по профилактике виктимизации в семье ГГУ им.Ф.Скорины
апрель- май Повторная диагностика агрессии и склонности к насилию среди детей детского дома (Методика Басса-Дарки) Гомельский детский дом
апрель- май Конкурс «Эмблема студенческого проекта по профилактике виктимизации» ГГУ им.Ф.Скорины

  

Список студентов-участников

научно-исследовательской лаборатории

«Культурно-исторической психологии»

2014 – 2015 учебный год

 

ФИО участника

Группа

1.

Сукач Е.А.                                                                        

ПС-43

2.

Феськова В.А.

ПС-51

3.

Герасимова Н.

ПС-33

4.

Дашковская Ю.

ПС-33

5.

Щербич Ю.В.

ПС-31

6.

Бондаренко А.С.

ПС-33

7.

Балейко А.Ю.

СП-34

8.

Хамраева Д.Р.

ПС-33

9.

Деревяго П.С.

ПС-51

10.

Ермольчик М.

ПС-43

11.

Гулевич И.В.

ПС-33

12.

Васильцова А.В.

ПС-31

13.

Кацуро А.И.

ПС-31

14.

Ракицкая Т.А.

ПС-31

15.

Ревза А.М.

ПС-52

16.

Андрюк К.Р.

ПС-52

17.

Кураш А.В.

ПС-31

18.

Тусова Ю.И.

ПС-52

19.

Роговенко Т.Н.

ПС-51

20.

Гарашко А.А.

ПС-33

21.

Кугук А.Ю.

ПС-33

22.

Концеал А.

ПС-31

23.

Рудницкая Е.Н.

ПС-52

24.

Русая О.И.

ПС-31

25.

Кураш А.В.

ПС-31

26.

Тужик Е

ПС-32

27.

Будникова А.А.

ПС-33

28.

Кустова Т.А.

ПС-33

29.

Пирожкова И

ПС-32

30.

Будник Я.В.

ПС-32

31.

Воробей И.

ПС-33

32.

Тужик Е.Ф.

ПС-32

33.

Клапкова Т.В.

ПС-31

34.

Соколовская А.В.

ПС-32

35.

Игнатенко Н.О.

ПС-22

36.

Егельская А.А.

ПС-22

37.

Абрашкова Ю.В.

ПС-22

38.

Панарина Д.

ПС-23

39.

Воробей Ирина

ПС-33

40.

Будникова А.А.

ПС-33

41.

Деревяго П.

ПС-51

 Руководитель проекта                                Приходько Е.В., ассистент кафедры психологи

Наши контакты

Адрес:
 г. Гомель
ул. Советская, 102,
кабинет 5-25.

Почтовый адресс

Телефон:
(0232) 57-98-86. 

Сайт:http://psi.gsu.by

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Это тоже мы

 

Полезные ссылки






Текущие события

 

 

Кластер непрерывного педагогического образования