Сборник научных трудов

 

 

Видео канал факультета

 

.

Поделиться информацией

В рамках международного проекта FOSTERC, который реализуется под эгидой и со финансировании Европейской Комиссии, с 29 по 31 мая прошли два важных мероприятия в работе которых активное учаcтие приняла делегация учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» в следующем составе: декан факультета психологии и педагогики В.А. Бейзеров, доцент кафедры педагогики М.Г. Кошман, доцент кафедры психологии В.Н. Дворак. Так, 29 мая 2019 г. на базе Республиканского института высшей школы прошел международный семинар «Совершенствование образовательных программ на основе компетентностного подхода»,  в ходе которого состоялось обсуждение эффективности реализации Рабочего пакета №6 проекта FOSTERC в 2018-2019 учебном году. Второе мероприятие в рамках проекта    FOSTERC – ХII Международная научно-методическая конференция «Перспективы развития высшей школы» прошло в учреждении образования «Гродненский государственный аграрный университет».На международном семинаре в РИВШ прозвучал отчетный доклад, в котором были представлены результаты деятельности рабочей группы по реализации экспериментального проекта в ГГУ имени Ф. Скорины на тему «Реализация образовательной программы магистратуры по специальности 1-23 80 03 «Психология» на основе компетентностного и модульного подходов». Во время заседания секции международной конференции, ученые из ГГУ им. Ф. Скорины познакомили присутствующих с основными стратегическими  направлениями  развития компетентностного подхода в высшей школе,  приняли участие в дискуссии и обсуждении докладов, которые были представлены коллегами из учреждений образования нашей страны, а также Российской Федерации, Испании, Финляндии, Казахстана, Польши, Латвии и Литвы.

Реализация международного проекта FOSTERC еще не закончена, однако уже сейчас можно подвести определенные положительные итоги от его осуществления. Так в учреждении образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» главным итогом экспериментального проекта, стало внедрение идей компетентностного и модульного подходов в совершенствование образовательной программы по подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных магистров по психологии, формирование у них способности к использованию знаний, умений и навыков в научно-педагогической и научно-исследовательской работе. В эксперименте приняли участие магистранты, обучающиеся в магистратуре факультета психологии и педагогики в 2018-2019 учебном году в количестве 76 человек. Новизна основной идеи экспериментальной деятельности заключалась в методологическом и практическом обосновании актуальных и востребованных на рынке труда ключевых компетенций, которыми должны овладеть магистранты-психологи. Реализация идеи осуществлялась через определение сущностных характеристик ключевых компетенций магистрантов-психологов и на этой теоретической основе проектирование педагогических основ (организационно-педагогической модели, методики, научно-методического обеспечения) процесса их формирования в образовательном процессе учреждения высшего образования. Целесообразность осуществления экспериментального проекта заключалась в поисках методологических, научно-теоретических и методических путей реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов гуманитарного профиля.Республика Беларусь является участницей Болонского процесса, предполагающего гармонизацию Европейского пространства высшего образования. В мае 2015-го наша страна присоединилась к Европейскому пространству высшего образования на условиях выполнения «дорожной карты» модернизации в белорусской высшей школе. Реформирование высшего образования осуществляется на основе рефлексии в системе «общество – рынок – университет – практика».

О достижении цели прошедшего в учреждении образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» эксперимента, свидетельствует анализ его итогов. Среди основных решенных задач можно выделить разработку эффективной методики формирования ключевых компетенций магистрантов на второй ступени высшего образования. В основу методики положен модульный подход. Модуль – относительно обособленная, логически завершенная часть образовательной программы магистратуры, обеспечивающая формирование определенной компетенции (группы компетенций). Было модернизировано содержание трех модулей: модуль 1 «Методологические и методические основы психологической науки»; модуль 2 «Научно-педагогическая деятельность» и модуль 3 «Научно-исследовательская работа». Также в ходе экспериментальной деятельности создано и апробировано научно-методическое обеспечение процесса формирования ключевых компетенций магистрантов на второй ступени высшего образования, отражающее специфические особенности реализации разработанного педагогического средства в образовательной практике.

Первым и основополагающим компонентом в структуре ключевых компетенций магистрантов-психологов является методологический компонент. Основная функция данного компонента заключается в организации, проектировании и управлении деятельностью будущих высококвалифицированных психологов. Анализ полученных результатов показывает, что до формирующего эксперимента данный компонент был сформирован на достаточно низком (адаптивном) уровне у почти половины магистрантов (49%). После формирующего эксперимента 75% магистрантов достигли высокого (продуктивного) уровня методологической компетенции, что свидетельствует об эффективности разработанной методики. Наиболее сформированными за время эксперимента компонентами ключевых компетенций магистрантов-психологов стали: профессионально-личностный, социально-коммуникативный и деятельностно-отношеческий. Таким образом, можно утверждать, что после окончания учреждения высшего образования будущие магистры психологических наук смогут сразу полноценно выполнять свою трудовую функцию по личностно-профессиональному развитию субъектов образовательного процесса, что существенно уменьшит период их профессиональной адаптации в данной сфере и ускорит процесс восхождения к вершинам профессионализма.

В процессе проведения экспериментальной работы было установлено положительное отношение магистрантов-психологов к разработанной методике. У будущих магистров существует объективная необходимость и потребность в формировании ключевых компетенций в процессе обучения в университете (94,6%). Они отмечают положительное влияние разработанной методики на получение и обогащение новыми профессиональными знаниями, а также на приобретение полезных, актуальных и значимых умений и навыков (93,5%). Более 80% магистрантов отметили доступность освоения предложенного учебного материала, а 92,4% магистрантов-психологов считают, что полностью готовы реализовывать ключевые компетенции в самостоятельной профессиональной деятельности. Следующим этапом реализации международного проекта FOSTERC станет внедрение результатов полученных специалистами учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» в образовательный процесс учреждений образования Гомельского региона.

Преподаватель кафедры социальной и педагогической психологии Анжела Николаевна Певнева с 11 по 17 мая прошла курс повышения квалификации «Психология семьи. Опыт стран Балтии и Скандинавии», организованный РИВШ БГУ. Перенимая опыт стран Балтии и Скандинавии, были посещены лекции и семинарские занятия в The Helsinki Deaconess Institute – некоммерческой организации, которая помогает людям, подверженным риску социальной изоляции. Цель работы The Helsinki Deaconess Institute – обеспечить каждому шанс на достойную жизнь. И в достижении цели помогают две тысячи волонтеров.Далее состоялся визит в Финскую ассоциацию детской и юношеской психологии, а также встреча с представителем профсоюза защиты детей в Финляндии в области психического здоровья. В Финской ассоциации психического здоровья был организован семинар на тему «Психологические проблемы детей и пути их решения».

В процессе обучения состоялся семинар «Что такое медиация? Как избежать конфликтной ситуации» и в целом знакомство с организацией VERSO, которая работает с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, школах и других учебных заведениях и разрабатывает программы по медиации. После посещения крупнейшего университета по преподаванию гуманитарных наук в Таллине, занятия были организованы в Центре психиатрии и психотерапии Sensus. Центр специализируется на психотерапевтических методах с доказанной эффективностью в лечении психических и поведенческих расстройств, где прошел семинар на тему: «Основные принципы терапии психических заболеваний». В завершении образовательной программы прошла встреча с председателем правления Эстонской ассоциации системной семейной терапии, клиническим психологом-психотерапевтом, преподавателем Тартуского университета – Еленой Пылдсам.

На факультете психологии и педагогики прошла встреча с иностранными студентами и магистрантами. Заместитель декана по профориентационной работе Наталья Новак  напомнила о приближающейся сессии, студентам, остающимся на летний период, о том, что необходимо сообщить об этом в отдел международных отношений, заполнить соответствующие документы, проживающим в общежитии - еще раз напомнила о соблюдении правил поведения и внутреннего распорядка.  В дружеской обстановке студенты и магистранты поделились своими впечатлениями о своей жизни в нашей стране, задали имеющиеся вопросы.

С 15 по 18 мая 2019 представители учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» приняли активное участие во втором международном симпозиуме «Образование и город: практики соучаствующего проектирования», который проходил в стенах Московского городского университета. На форуме был представлен опыт работы специалистов ГГУ по реализации  международного проекта EduLAW «Разработка образовательных модулей по праву для педагогических направлений подготовки как вклад в становление системы образования, основанной на защите прав участников образовательного процесса» (программа ERASMUS+). С совместным докладом  на тему «Социальные, психолого-педагогические и юридические аспекты соучаствующего проектирования образовательного процесса в школе» выступили декан факультета психологии и педагогики Владислав Бейзеров и доцент кафедры психологии Виталий Дворак. Доцент кафедры теории и методики физической культуры Михаил Кошман и начальник отдела международных связей Александр Грахоцкий, познакомили участников форума  с «Сущностью и структурой проектной культуры участников образовательного процесса» и «Методологическими основами соучаствующего проектирования в образовательном пространстве».  Программа научного мероприятия была очень насыщенной и разнообразной. В ходе пленарного заседания своим опытом в решении проблем соучаствующего проектирования с участниками симпозиума поделились Игорь Реморенко, ректор МГПУ (Россия), Джо О'Хара (Ирландия), Оса Морберг (Швеция), Клаудио Факкинелли (Италия), Яков Гехт (Израиль). В рамках симпозиума сотрудники ГГУ активно участвовали в панельных дискуссиях.  Так в обсуждении темы: «Университет и город: точки роста», посвящённой проблемам взаимодействия университета и города, спикерами из Республики Беларусь, России, США,  Монголии и Китая обсуждались вопросы, в чем заключается специфика подготовки педагогов и специалистов для гуманитарной сферы в больших и малых городах, перспективы развития образовательной среды УВО в  мегаполисе, как УВО изменяются сами и помогают изменяться городам. В дискуссии на тему: «Проблемы соучаствующего проектирования», посвященной различным аспектам реализации принципа партнерства в деятельности образовательных организаций, учеными из Республики Беларусь, России, Польши и Албании обсуждались вопросы о нормативных основаниях участия родителей в  образовательном процессе, о концептуальных основах привлечения обучающихся, педагогов и родителей к проектированию образовательной среды и в целом педагогической системы школы. Обсуждались проблемы сопровождения деятельности образовательных организаций по  соучаствующему проектированию и барьеры, которые этому препятствуют. Определенный интерес вызвала лекция «Образование и город. Образование 2.0 как городская движущая сила». Спикер: Яков Гехт (Израиль). В ходе лекции обсуждался актуальный вопрос: как мы можем создать такую систему образования, которая бы готовила студентов к жизни в будущем?  Яков Гехт разъяснил роль города в системе образования на примере изучения наиболее актуальных инновационных проектов по всему миру. Сотрудники нашего университета также приняли участие в мастер-классе «Как помочь детям пережить 5-й класс и заложить основы дальнейшего успешного обучения». Спикеры: Борис Эльконин, Михаил Кларин, сотрудники Института системных проектов Московского городского педагогического университета, поделились своим богатым опытом и практическими советами в решении данной актуальной проблемы в образовательном процессе современной школы. В.Н. Дворак.

 Студенты и преподаватели факультета психологии и педагогики приняли активное участие в первом весеннем велопробеге. Стартовали велосипедисты в 10.00 от корпуса Гомельского медицинского университета. Колонна проехала по улицам Советской, Федюнинского, автодороге Р129, объездной дороге от аэропорта до деревни Поколюбичи, автодороге Р30, улицам Крупской, Свиридова и Макаенка. Финишировали участники велопробега на каскаде озер Волотовские. Самой активной участницей от нашего факультета по праву можно назвать преподавателя кафедры социальной и педагогической психологии  Анжелу Николаевну Певневу. Примечательно, что в этом году равноправным участником веломарафона стала младшая дочь семьи Певневых, Арина (6 лет). 

Подкатегории

Наши контакты

Адрес:
 г. Гомель
ул. Советская, 102,
кабинет 5-25.

Почтовый адрес

Телефон:
(0232) 57-98-86. 

Сайт:http://psi.gsu.by

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Это тоже мы

 

Полезные ссылки






 

Текущие события

Дополнительную информацию смотреть тут

http://conference.gsu.by/ru/node/163

Кластер непрерывного педагогического образования

Общественные организации