Стажировка в Москве
С 19 по 28 ноября 2024 г. профессор кафедры социальной и педагогической психологии, доктор педагогических наук В.Г. Ермаков прошел стажировку в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ). МГППУ – первый в России психологический университет, в его составе 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры. Вместе с Психологическим институтом Российской академии образования он составляет единый научно-образовательный комплекс «Психология». Стажировка проходила на Международной кафедре ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», которую возглавляет Президент МГППУ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор В.В. Рубцов, и на кафедре «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», которую возглавляет кандидат психологических наук, доцент Т.А. Егоренко. Наряду с многими другими направлениями научного поиска сотрудники этих кафедр активно развивают труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Научным заделом для успешного прохождения стажировки в МГППУ были многочисленные публикации стажера по данной тематике и монографии, одна из которых опубликована в конце 2023 г.: «Ермаков В.Г. Педагогическая теория устойчивости: методологические очерки. В 2 томах». Наличие этого задела позволило в научном взаимодействии с коллегами из МГППУ сразу перейти к профессиональному обсуждению ключевых проблемных вопросов современной педагогической психологии.
На научном семинаре кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» был сделан доклад на тему «Авторская концепция педагогической теории устойчивости», в котором были изложены основные положения соответствующей монографии. У сотрудников университета была возможность ознакомиться с этой работой до начала стажировки, поэтому вопросы докладчику по поводу монографии и отклики коллег были адресными и профессионально точными. Одним из результатов монографического исследования стала авторская концепция решения проблемы школьной и вузовской неуспешности, эта же проблема в течение ряда лет активно разрабатывается и на кафедре «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова». Состоявшийся обмен мнениями по этой проблеме был очень полезен для продолжения исследований в данном направлении.
Центральное место в процессе стажировки занимала активная работа над проектами совместных исследований и совместных публикаций с профессором Международной кафедры ЮНЕСКО, академиком РАО, доктором психологических наук, профессором Н.Н. Нечаевым. Одним из рассмотренных проектов была разработка активных методов восстановления стабильности образовательного процесса после кризисных обострений, порождаемых усиливающимся дефицитом учебного времени и цифровизацией современного образования. Некоторые результаты проведенных обсуждений будут представлены в совместной статье на тему: «Насущные психолого-педагогические проблемы математического образования в условиях его виртуализации».
Во время стажировки была также осуществлена презентация учебного и научного потенциала факультета психологии и педагогики Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины.